null

Порядок контроля состояния водителей перед сменой – от консервативного до автоматизированного

Руководители автотранспортных предприятий, согласно требованиям частей 1 и 4 статьи 20 Закона РФ №196-ФЗ от 10.12.1995 г., «…обязаны организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей…».

Предсменный – в соответствии с частью 4 статьи 46 Закона РФ №323-ФЗ от 21.11.2011 г., чтобы обеспечить своевременное «… выявление  признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей…».

Послесменный – согласно части 5 статьи 46 №323-ФЗ, чтобы выявлять после рейса признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников.

Для организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров (далее по тексту Осмотров) на предприятиях, отвечающих требованиям действующих законов, руководители обязаны издать документ, в котором должен быть предусмотрен порядок проведения Осмотров. 

В помощь руководителям министерствами и ведомствами издаются ведомственные документы, в которых прописывается и предлагается порядок проведения тех или иных мероприятий.

29 января 2002 г. Минздравом РФ и Минтрансом РФ совместно был разработан и утвержден документ: «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств. Методические рекомендации» (далее по тексту – Методические рекомендации).

В качестве практической помощи руководителям в составлении документов, определяющих порядок проведения Осмотров на предприятии, в составе Методических рекомендаций предлагается «Типовое Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», где в разделе 2 «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров» прописан алгоритм действий медицинского работника из 3-х пунктов. Выполнив 3 пункта при проведении предрейсового осмотра и не обнаружив «показаний», медицинский работник должен допустить водителя к работе. При наличии «показаний» медицинский работник может проводить любые другие разрешенные медицинские исследования, необходимые для решения вопроса о допуске к работе. Мы считаем, что правильнее направить такого водителя в специализированную клинику для установления диагноза.   

Прогресс не стоит на месте, и с появлением компьютерных технологий появилась возможность создавать и отправлять документы в электронном виде, подписывать их удаленно электронно-цифровой подписью.

15 декабря 2014 г. в помощь руководителям при проведении Осмотров Минздравом издается Приказ 835н, утверждающий ещё один Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. Новый Порядок, в целом, такой же, как и в Методических рекомендациях, но разрешающий руководителям предприятий ведение журналов в электронном виде и признающий электронно-цифровую подпись (ЭЦП).

Телемедицинские технологии, которые Минздрав анонсировал ещё 27 августа 2001 года, утвердив Приказом №344/76 концепцию их развития, после обращения Президента к Федеральному собранию в декабре 2016 года, 29 июля 2017 года приняли форму Закона №242-ФЗ, касающегося применения информационных технологий в сфере охраны здоровья.

25 октября 2017 г. Минздрав РФ, выполняя поручение Президента РФ Правительству РФ №Пр-2165ГС, своим Приказом 965н от 30 ноября 2017 года утвердил Порядок организации и оказания медицинской помощи уже с применением телемедицинских технологий при оказании первичной медико-санитарной помощи.

В лицензии на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров прямо записано: «…вид деятельности, выполняемые работы, оказываемые услуги: При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)».

Теперь телемедицина в помощь руководителям предприятий становится дополнительным и современным инструментом при проведении мероприятий
1. «…по профилактике, диагностике …»,  
2. «в целях приближения к их месту жительства, месту работы…», цитаты из статей 33 и 34 Закона №323-ФЗ от 21.11.2011 г.   

Со времени поручения Президентом Правительству прошло почти два года, но оно до сих пор не выполнено. В августе 2018 года Заместитель Председателя Правительства РФ утвердил «План мероприятий по разработке порядка проведения автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей…».

Действительно – не Осмотра, а Контроля! Так как при полном медицинском осмотре необходимо выполнить много чего ненужного, да ещё и с согласия обследуемого. Надеемся, что в 2019 году будет поставлена точка в вопросе возможности применения телемедицинских технологий при проведении предрейсового медицинского контроля.

Связаться!
close slider