В ответ на информацию о «больных» школьниках

Часто средства массовой информации доводят до населения сведения от заинтересованных источников, достоверность которых сложно проверить. Эти сведения обсуждаются, опровергаются или ставятся под сомнения, другими источниками, которые также ничем не подтверждены, а если и подтверждены, то это подтверждение также сложно проверить. 

20 июня текущего года в газете «Известия» и некоторых других изданиях, а также по нескольким телеканалам прошла информация о здоровье школьников с 1 по 11 классы. Вывод удручающий – если и приходили в 1 класс здоровые дети, то к 11 классу таковых уже не оставалось.

Вот бы что-то из положительной информации также «прогнать» сразу по нескольким источникам, но вряд ли получится – дорогое это мероприятие. В статье «Известий» приведены и альтернативные точки зрения, а также выводы экспертов о формальности и поспешности медицинских осмотров, правда эксперты отмечают, что это делается ради представления хороших результатов. Но, на наш взгляд, такой формальный подход используется лишь для иллюстрации требуемых кому-то результатов, как, например, в данной статье – негативных. Интересно, если, опираясь на эти данные, проверить Суворовское или Нахимовское училища, получается, что у нас в стране все офицеры больные?

Здоровьем граждан озабочено правительство любой страны, наше – не исключение. За здоровьем работников должен следить любой работодатель, исходя из прагматических соображений или, вторя нашему современнику – здоровый работник лучше, чем нездоровый. Так как от состояния здоровья работника зависит еще и безопасность окружающих, то законодательством предусмотрены обязательные требования медицинского осмотра сотрудников перед работой, но выполняются эти обязательные требования лишь формально. Также, законодательством предусмотрен контроль за организацией проведения медицинских осмотров на местах органами надзора, созданными и содержащимися за счет налогоплательщиков, но и этот надзор тоже формальный. О формальности медицинских осмотров, помимо упомянутой статьи, говорит и Генеральная прокуратура после проведения комплексной проверки в 2016 г.

О неэффективности работы надзорных органов ясно высказывается Совет при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Совет предлагает автоматизировать контрольные функции. Почти на всех тематических форумах говорится о цифровой экономике, а правильнее, о «цифровом развитии производства».

Вернемся к здоровью граждан и манипуляции их сознанием с помощью разного рода информации на эту тему, в том числе, и вредной рекламой на телевидении. С целью контроля здоровья граждан в СССР проводилась всеобщая диспансеризация населения, когда компьютерные технологии, если и были, то в виде огромных малоэффективных машин. В РФ в 2013 г. попытка провести всеобщую диспансеризацию провалилась. По версии Минздрава, это случилось из-за того, что мероприятие: «… не было достаточно обосновано с позиции ресурсного и организационного обеспечения и оказалось весьма затратным…».

Приказом №36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» 3 февраля 2015 г. вышеописанное обоснование невозможности проведения мероприятия было учтено Минздравом, и теперь диспансеризация коснется только «определенных групп взрослого населения».

Цитата из Методических рекомендаций по практической реализации приказа Минздрава России от 3 февраля 2015 г. №36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», утвержденных главным специалистом по профилактической медицине Минздрава России 23 марта 2015 г.: «Отсутствие необходимого уровня ответственности и прямой заинтересованности в результатах диспансеризации участкового врача является основным и очень серьезным недостатком не только советской системы диспансеризации, но и организованной в последние годы дополнительной диспансеризации работающих граждан».

Правы эксперты, отстаивающие свою точку зрения, касающуюся здоровья граждан, указывающие на формальный подход и поспешность. Прав Президент РФ, призывающий освободить врача от ненужной рутины, необходимость выполнения которой сказывается на поспешности и приводит к ошибкам и формализму. Прав Совет при президенте, оценивший контрольные функции, как неэффективные.

И, тем не менее, Законы приняты, уследить за выполнением всеми ответственными чиновниками их требований становится проще с помощью компьютерных технологий. Принятие Закона о телемедицине в РФ, внедрение этой технологии, позволит освободить врача от необходимости «рыться» в документах, чтобы найти нужную информацию, от траты времени на заполнение отчетных бланков и от измерения всякий раз физиологических показателей человека. Все это может сделать сам человек на специальном терминале, а программа, установленная на этот терминал, все запишет и «разложит по полочкам». Больше не придется «рыться» в архивах. Врачи скорой помощи и МЧС в любую секунду будут иметь необходимые данные на человека, что оперативно поможет им принять правильное решение.

Диспансеризация не определенных групп взрослого населения, а всеобщая, будет проводиться проще. Ведь именно никому ненужная рутина и стала причиной недооценки ресурсных и организационных затрат.

Как-то стала забываться поднятая с подачи Президента РФ Общероссийским Народным Фронтом волна о здоровье нации. Программа «Здоровая нация» разработана Институтом социально-экономических и политических исследований при участии Национальной Медицинской Палаты. В Программе говорится о необходимости реформирования дошкольной и школьной медицины, о культуре здоровья, и о многом другом, включая вредные привычки.

22 июня 2017 г. утром (примерно с 8:30 до 8:45) на радиостанции «Вести» ведущий Владимир Соловьев с гостем, членом общественной палаты, Шота Горгадзе, обсуждали отдых детей в летних лагерях, говорили о безопасности такого отдыха. Гость программы, он к тому же адвокат, произнес фразу о том, что не нужно писать невыполнимые или трудновыполнимые законы. На самом деле, законы у нас неплохие и выполнить их можно — трудно, но можно. Чаще всего, люди везде, где это возможно, к их выполнению будут подходить формально. Чтобы этого не произошло, за этим процессом осуществляется надзор, но там тоже люди.

Формальный подход работодателей и медицинских работников к обязательным требованиям, несмотря на, возможно, беспокоящий их этический фактор, всегда компенсируется экономической выгодой – работодатель, имитируя выполнение требований Закона, снижает издержки, а медицинский работник меньше работает, но получает те же деньги.

Вот и в Приложении к Приказу об утверждении порядка проведения диспансеризации от 3 февраля 2015 г. №36ан прямо записано, что: «Первый этап диспансеризации считается завершенным и подлежит оплате … в случае выполнения не менее 85% от объема диспансеризации, …». Чем, например, строители хуже, и не в этом ли кроется вышеупомянутая «… прямая заинтересованность в результатах диспансеризации участкового врача …»?

Формальный подход надзорных органов также компенсируется меньшим объемом работы за ту же зарплату, возможно, и не только за зарплату. В той же передаче на радио «Вести» Владимир Соловьев именно так и подытожил беседу с гостем, что как всегда, если случится трагедия, чиновники за взятку откупятся.

Чтобы «свести на нет» формальное отношение чиновников к требованиям Закона, нужно создать такие условия, при которых получаемые ими дивиденды становились бы ничтожными, по сравнению с ущербом от неизбежного наказания за нарушения требований Законов. Невыполнение требований Законов наказуемо. Значит, дело только в неизбежности выявления нарушения, объективности доказательств через автоматизацию контроля за выполнением или невыполнением Законов. Объективность данных проведения осмотров возможна уже на протяжении не менее 10-20 лет, за рубежом телемедицина именно столько лет и работает. У нас все еще нет. Что мешает?

Совет при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждает, что внедрению автоматизации контроля сопротивляются надзорные органы на местах. Анализируя деятельность отдельных медицинских работников, приходится констатировать – Совет и здесь прав. Но делают это медицинские работники и работники контрольно-надзорных ведомств также, как и английские ткачихи в средние века нашей эры, которые ломали ткацкие станки, потому что привыкли производить полотна материи вручную, а не потому что они враги, просто у них не было желания что-либо менять. Но прогресс неизбежен, станки внедрены и уже работают под управлением компьютера.

Возвращаясь к программе «Здоровая нация», нельзя не согласиться, что прививать культуру здоровья можно и нужно с детских лет. Ребенок, после нескольких подсказок от воспитателей, может сам себя взвесить и измерить рост с помощью специального терминала, может пройти несложный тест с несколькими заданиями, соответствующими возрасту, всплывающими на мониторе терминала. Далее, по мере взросления, к терминалу могут добавляться медицинские приборы, определяющие силу кистей рук, объем выдыхаемого воздуха и др. На опасных производствах, предприятиях, занятых грузопассажирскими перевозками, ежедневные мед.осмотры утром и вечером предусмотрены Законом, но, как уже говорилось, проводятся формально. Для пенсионеров терминалы должны быть в шаговой доступности, даже в подъездах жилых домов. Такие терминалы должны стоять в школах, ВУЗах, армии, на флоте. Самостоятельно замеренные на терминале физиологические показатели (самодиагностика, телемониторинг, скриниг), в соответствии с рекомендациями ВОЗ для каждой возрастной группы или назначенные врачом, после идентификации гражданина в неизменяемом виде сохраняются в базах данных и становятся доступными участковому (лечащему) врачу.

Таким образом, привьется не только культура здоровья, но появится объективность, возможность получить данные по любому человеку за любой промежуток времени, все перепроверить, и ресурсные затраты при этом значительно сократятся. Тогда проведение всеобщей, а не «урезанной» диспансеризации, станет возможным. Современные технологии позволят забыть о необходимости проведения такой затратной кампании один раз в три года, на которую требуются средства из бюджета. Компьютерная программа самостоятельно, в режиме реального времени, будет выдавать результаты и подсказывать контролирующим и значительно сократившимся органам, в каком регионе и что неладно для принятия верных, возможно кадровых, решений.

Связаться!
close slider